Верховным Судом РФ обобщена практика рассмотрения судами дел в области защиты прав потребителей
В целях формирования единой практики применения законодательства в сфере защиты прав потребителей Верховным Судом РФ выработаны, в частности, следующие правовые позиции:

  • в пределах гарантийного срока потребитель вправе по своему выбору обратиться с требованием о возврате товара ненадлежащего качества к изготовителю, продавцу или импортеру, на которых лежит обязанность разъяснить потребителю порядок возврата и приемки такого товара у потребителя;
  • выявление производственных недостатков в автомобиле в течение 15-дневного срока со дня его передачи покупателю является основанием для расторжения договора купли-продажи независимо от того, устранимы они или нет;
  • в случае обнаружения в течение гарантийного срока недостатков проданного потребителю товара доказать наличие оснований для освобождения от ответственности обязан продавец (изготовитель, импортер и т.д.) данного товара;
  • и другие выводы.

ВС РФ напомнил, чем индексация присужденной суммы отличается от процентов по ст. 395 ГК РФ
Взыскатель обратился в суд, чтобы проиндексировать присужденные денежные суммы. Первая инстанция частично удовлетворила его требования. Апелляция вообще применила ст. 395 ГК РФ. ВС РФ с этим не согласился.
Он выделил, в частности, следующие отличия индексации от процентов по ст. 395 ГК РФ.

Приемка не по правилам — риск не взыскать с поставщика убытки от поставки некачественного товара
Покупатель рискует не взыскать убытки, понесенные из-за поставки ему некачественного товара, если он не соблюдал правила приемки. Например, проверил качество товара за пределами срока приемки и не пригласил на проверку поставщика. Суды в такой ситуации могут признать недоказанным факт поставки товара ненадлежащего качества. Как раз к такому выводу недавно пришел АС Центрального округа.
Подобный подход достаточно распространен в судебной практике. Однако эта позиция может быть неприменима, если покупатель допустил лишь формальные нарушения приемки (например, неверно указал реквизиты в документах).

Ссылка на онлайн-версию ===>

ВС РФ разрешил включить в реестр требование о возврате кредита на расторгнутое поручительство
Банк просил суд включить в реестр требований кредиторов обеспеченный залогом долг на сумму более 1,5 млрд руб. Первая инстанция поддержала кредитную организацию, поскольку доказано, что банк выдал кредит, а должник его не возвратил. Апелляция и суд округа с ней не согласились: неясно, была ли проводка по выдаче кредита денежной. Кроме того, должник в тот же день перевел деньги назад. Несмотря на то что перевод был сделан в счет долга третьего лица, подтверждения поручительства за это лицо не было, так как договор к тому моменту расторгли.
Точки над i расставил ВС РФ.

ВС РФ: потребитель досрочно погасил кредит — банк должен вернуть деньги за допуслуги
Гражданин взял кредит и согласился купить пакет допуслуг (интернет-банк, смс-банк, перевыпуск поврежденной карты и т.п.) на время действия кредитного договора. Он досрочно погасил долг и захотел вернуть стоимость допуслуг за неиспользованный период. Суды первой, апелляционной инстанции и ВС РФ поддержали его.
Во-первых, потребитель может в любой момент отказаться от услуг, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы. К услугам банка это тоже относится.
Во-вторых, в данном случае предоставлять допуслуги по истечении кредитного договора не предполагалось. В полном объеме банк эти услуги не оказал.
В итоге банку придется не только вернуть деньги, но и заплатить штраф за неисполнение требований потребителя.