Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 4 "Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов"

ОБЗОР

ПРАКТИКИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ N 4

ОБЗОР

ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, Центральном банке Российской Федерации, иных организациях, на работников которых распространяются положения статьей 10 и 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), в том числе решений соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии).

Анализ деятельности комиссий свидетельствует о применении прямо предусмотренных законодательством мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, включающих:

изменение должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;

отказ его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В соответствии с законодательством представитель нанимателя (работодатель) отстраняет от замещаемой должности (не допускает к исполнению должностных обязанностей) служащего (работника) на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности (недопущения к исполнению должностных обязанностей).

Как правило, отстранение применяется, если ситуация конфликта интересов носит длящийся характер.

В ситуации когда конфликт интересов связан с единичным случаем принятия решения в отношении самого себя или лиц, с которыми в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ связана личная заинтересованность должностного лица, мерой по предотвращению и урегулированию такого конфликта является отвод (самоотвод), предполагающий заявление о невозможности дальнейшего исполнения должностных обязанностей (осуществления полномочий) в конкретной ситуации в связи с возникновением конфликта интересов.

Необходимо учитывать, что если должностное лицо, являющееся стороной конфликта интересов, имеет возможность давать поручения или оказывать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, передача им полномочий по принятию решений (участию в принятии решений) в отношении лиц, с которыми связана его личная заинтересованность, не может рассматриваться как мера по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.