Октябрь  2024 г.

ТОП-5  простых  ответов  на  сложные вопросы

для организаций бюджетного сектора

                    Мы поможем выбрать единственно правильное решение, когда в спор вступают законодательные нормы

Сегодня в выпуске :

  • Возврат остатков субсидии. Как определить КВФО
  • Состав комиссии по охране труда в учреждении.
  • Является ли комиссия за обслуживание закупкой по 44-ФЗ
  • В смете на ремонт указан коэффициент стеснённости. Будет ли это нарушением законодательства
  • Директору не запрещено быть председателем или членом комиссии электронной приёмки закупок в ЕИС

Во избежание технических проблем с переходом по ссылкам к полнотекстовым документам из дайджеста прилагаем к рассылке текстовые файлы с материалами выпуска.

Вопрос №1:

Вправе ли учреждение произвести возврат остатка субсидии  с кфо 2, полученной на выполнение гос.задания?

 Ответ:

Основания и порядок возврата неиспользованных средств в бюджет зависят от типа учреждения и вида средств.

Операции с субсидиями, полученными бюджетными (автономными) учреждениями на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, отражаются в бухгалтерском учете по коду вида финансового обеспечения (КВФО) 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 21 Инструкции N 157н).

Если для возврата имеющегося остатка субсидии не хватит, то используйте средства от приносящей доход деятельности.

Возврат остатков субсидии на государственное (муниципальное) задание по причине его невыполнения отразите следующим образом:

В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения

Содержание операций Дебет Кредит Обоснование
Начислена задолженность по возврату в бюджет остатков субсидии на выполнение госзадания 4 401 4X 131 1 4 303 05 731 Пункты 131, 158 Инструкции N 174н, п. п. 159, 186 Инструкции N 183н
Перечислен в бюджет остаток неиспользованных средств субсидии на выполнение госзадания 4 303 05 831 4 201 11 610 2 Пункт 133 Инструкции N 174н, п. 161 Инструкции N 183н, п. 367 Инструкции N 157н

1 Применяется соответствующий код вида синтетического счета

2 Одновременно производится запись по забалансовому счету 18.

Поисковые запросы  в КонсультантПлюс:

  • Возврат СГЗ

Рекомендуемые  материалы в КонсультантПлюс:

 

Вопрос №2:

 Кого можно включить в комиссию по охране труда в образовательном учреждении?

Ответ:

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда создается в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда в образовательной организации. В состав комиссии включаются: — руководители организаций и их структурных подразделений; — специалисты служб охраны труда; — главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). Из указанных лиц избираются председатель, заместитель (заместители) председателя, секретарь и члены комиссии.

Поисковые запросы  в КонсультантПлюс:   

  • Охрана труда в образовательном учреждении

Рекомендуемые  материалы в КонсультантПлюс:

 

Вопрос №3:

Является ли оплата комиссии (за обслуживание) по валютным счетам закупкой по 44-ФЗ для бюджетной организации?

 Ответ:

Оплата комиссии не является закупкой по 44-ФЗ, если не заключен контракт на данную услугу.

Закупка — это процесс по организации мероприятия для выбора поставщика.

По общему правилу оплата услуг банка относится на расходы лица, заключившего договор с банком. Договор с банком о расширенном сопровождении заключает либо победитель закупки, либо сам заказчик, если, например, ему эту обязанность установило Правительство РФ или субъект РФ, выбирают банк только из этого перечня (п. п. 5, 10, 11, 12 Правил банковского сопровождения контрактов). Поэтому и оплата услуг банка будет осуществляется либо победителем закупки, либо заказчиком. При этом, полагаем, что контрактом между победителем закупки и заказчиком может быть предусмотрено условие, что все расходы, связанные с расширенным банковским сопровождением, несет поставщик (подрядчик, исполнитель).

Поисковые запросы  в КонсультантПлюс:

  • Закупка банковских услуг по 44-ФЗ

Рекомендуемые  материалы в КонсультантПлюс:

 

Вопрос №4:

Для ремонта санузла в муниципальном учреждении разработали смету (прошла проверку), ремонт выполнен, после чего обнаружено, что в смете указан коэффициент стеснённости. Будет ли это нарушением законодательства?

Ответ:

Возможно, при проверке уполномоченным органом, могут признать нарушение ст. 34 БК РФ.

Указанная статья гласит, что, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Исходя из судебной практики к ст. 34 БК РФ, считаем, что вам необходимо направить претензию подрядчику о неправомерном применении повышающего коэффициента и возврате излишне уплаченных средств. Если претензия останется без удовлетворения, тогда вопрос может быть решен в судебном порядке. Если анализировать практику по подобным ситуациям, суд в основном становится на сторону бюджетного заказчика.

Судебная практика:

  • Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.04.2023 N Ф10-1733/2023 по делу N А83-3838/2022

Требование: О взыскании неосновательного обогащения.

Обстоятельства: Государственный заказчик ссылается на завышение подрядчиком стоимости выполненных работ по текущему ремонту помещений.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлен факт завышения стоимости работ, выполненных подрядчиком в рамках государственного контракта, ввиду применения к расценкам на ремонтно-строительные работы повышающего коэффициента, не подлежащего применению, а также определения цены на материалы без учета сметных нормативов.

  • Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2022 N Ф07-16377/2022 по делу N А52-5893/2021

Требование: О взыскании неосновательного обогащения.

Обстоятельства: Между сторонами заключены муниципальные контракты на выполнение работ по ремонту улиц и благоустройству дворовых территорий. Администрация района (заказчик) ссылается на то, что по результатам контрольного мероприятия установлено включение обществом (подрядчиком) в акты формы КС-2 повышающего коэффициента.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку аукционной документацией, локально-сметным расчетом к ней, условиями контрактов не предусмотрено применение при определении стоимости работ повышающих коэффициентов.

Общество считает, что изменение структуры локальных смет (подписанных и утвержденных сторонами) в части применения повышающего коэффициента и последующее подписание актов выполненных работ и их оплата в полном объеме произведены правомерно.

  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2024 N Ф03-2075/2024 по делу N А04-2372/2023

Требование: О взыскании неосновательного обогащения в размере излишне оплаченного коэффициента при расчетах по муниципальному контракту на ремонт дороги.

Обстоятельства: Подрядчик в акте выполненных работ применил увеличивающий стоимость коэффициент.

Решение: Требование удовлетворено, так как повышающий коэффициент не предусмотрен ни действующим законодательством, ни документацией электронного аукциона, ни локальным расчетом (сметой), ни условиями контракта, незаконное изменение структуры цены контракта повлекло перечисление бюджетных средств за фактически невыполненные работы.

  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.07.2024 N Ф03-2257/2024 по делу N А04-6403/2023

Требование: О взыскании неосновательного обогащения по муниципальному контракту на выполнение работ по реконструкции объекта.

Обстоятельства: На стороне подрядчика возникло неосновательное обогащение в результате оплаты заказчиком работ, стоимость которых была завышена в связи с необоснованным применением повышающего коэффициента.

Решение: Требование удовлетворено, так как использование повышающего коэффициента подрядчиком не было предусмотрено условиями контракта.

…1, 34, 95 Закона N 44-ФЗ, и исходил из того, что применение при расчетах по контракту корректирующего коэффициента (20%) не было предусмотрено ни документацией электронного аукциона, ни условиями контракта (локально-сметным расчетом), в связи с чем признал изменение структуры цены контракта путем исключения…

  • Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.06.2020 N Ф06-61856/2020 по делу N А57-11376/2019

Требование: О признании незаконными пунктов представления органа финансово-бюджетного надзора.

Обстоятельства: По результатам проверки выявлено неправомерное расходование муниципальным органом бюджетных средств, выразившееся в применении повышающих коэффициентов при определении начальной цены контракта на выполнение работ по благоустройству территории.

Решение: В удовлетворении требования отказано в части, касающейся одного из пунктов представления, поскольку отсутствуют основания для признания данного пункта незаконным. В остальной части дело отправлено на новое рассмотрение, поскольку не учтены доводы о том, что нарушение методики составления локально-сметного расчета к контракту повлияло на завышение цены контракта.

  • Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.09.2019 N Ф10-2771/2019 по делу N А84-4932/2017

Требование: О признании представления уполномоченного органа недействительным.

Обстоятельства: В соответствии с актом проверки установлены нарушения заявителем законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих бюджетные правоотношения.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку не установлено превышения суммы поставленных на учет за проверяемый период бюджетных обязательств над суммой государственной финансовой поддержки для реализации региональной программы капитального ремонта, выделенной бюджету города Севастополя.

Также в отдельных заключениях ООО «ЭКСПЕРТЪ» сделаны выводы о неверном определении сметной стоимости работ в результате ошибочного применения коэффициента по ремонту фасада и увеличения цены контрактов, заключенных с подрядчиками, находящимися на упрощенной системе налогообложения, на сумму НДС в отношении материалов

Поисковые запросы  в КонсультантПлюс:

  • Применение повышающего коэффициента в сметной стоимости текущего ремонта

Рекомендуемые  материалы в КонсультантПлюс:

 

Вопрос №5:

Может ли директор учреждения быть председателем или членом приемочной комиссии для приемки через ЕИС по 44-ФЗ?

Ответ:

Да, может.

Членами Комиссии не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах исполнения контракта или отдельного этапа контракта. К таким лицам относятся: лица, подавшие заявку на участие в определении поставщика; лица, на которых способны оказывать влияние сотрудники поставщика (исполнителя, подрядчика) или их органы управления; лица, являющиеся сотрудниками, собственниками, членами органов управления, кредиторами поставщика (исполнителя, подрядчика); лица, состоящие в браке с руководителем поставщика (подрядчика, исполнителя) либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными.

Необходимо отметить, что в случае осуществления приемки силами заказчика положениями Закона N 44-ФЗ не установлены требования к лицам, включаемым в приемочную комиссию, а также ограничения на совмещение членами приемочной комиссии иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика. Формирование приемочной комиссии осуществляется заказчиком самостоятельно, членами ее могут быть в том числе контрактный управляющий, работники контрактной службы, члены комиссий по осуществлению закупок и иные лица, относящиеся или не относящиеся к работникам заказчика, но обладающие соответствующими познаниями или заинтересованные в надлежащей конкретной приемке и экспертизе результатов исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. При этом отмечаем, что порядок формирования приемочной комиссии и утверждения заказчиком решения о ее создании положениями Закона N 44-ФЗ не регламентирован.

Поисковые запросы  в КонсультантПлюс:

  • Состав приёмочной комиссии по 44-ФЗ

Рекомендуемые  материалы в КонсультантПлюс:

Законодательство многообразно, актуальное решение должно быть одно

Благодарим Вас за выбор ООО «РИЦ»

в качестве помощника в решении профессиональных вопросов