Март 2025 г.
ТОП-5 простых ответов на сложные вопросы по налогам\бухучету
Мы поможем выбрать единственно правильное решение, когда в спор вступают законодательные нормы
Сегодня в выпуске :
|
Во избежание технических проблем с переходом по ссылкам к полнотекстовым документам из дайджеста прилагаем к рассылке текстовые файлы с материалами выпуска.
Вопрос №1:
ИП относится к субъекту МСП и имеет право на пониженный тариф по страховым взносам, но использует общий тариф 30%. Возможно ли далее применять общий тариф или надо обязательно переходить на пониженный тариф?
Ответ:
Согласно официальной позиции Минфина России организация, субъект МСП, обязана применять пониженные ставки страховых взносов и отказаться от их применения не вправе, иная позиция приведет к спору с налоговыми органами. Применение общих ставок страховых взносов влечет завышение расходов по УСН. Организация обязана произвести пересчет страховых взносов по пониженным тарифам, а также исключить из учтенных в расходах по УСН завышенные суммы уплаченных страховых взносов в случае применения объекта «доходы минус расходы» либо пересчитать сумму налога по УСН в случае применения объекта «доходы» путем подачи уточненной декларации по УСН.
С 1 января 2025 года субъекты МСП должны платить страховые взносы по новым правилам. Изменения внесены в ст. 427 НК РФ.
Согласно новым правилам МСП должны применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 15% в отношении выплат, превышающих полуторакратного МРОТ.
Поисковые запросы в КонсультантПлюс:
- МСП пониженные обязательные
Рекомендуемые материалы в КонсультантПлюс:
- Вопрос: Организация на УСН, относящаяся к субъектам МСП, исчисляет страховые взносы по общему тарифу, не применяя пониженные тарифы. Обязана ли организация применять пониженные тарифы страховых взносов и необходимо ли организации пересчитать взносы, исчисленные и уплаченные начиная с 01.04.2020? (Консультация эксперта, 2021) {КонсультантПлюс}
- Вопрос: Организация относится к субъектам малого предпринимательства. С начала 2021 года она не применяла льготу по страховым взносам. Может ли организация в декабре 2021 года начать применять данную льготу и пересчитать страховые взносы с начала года? («Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2021, N 12) {КонсультантПлюс}
- Статья: Комментарий к Федеральному закону от 29.10.2024 N 362-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Чимидова Е.) («Нормативные акты для бухгалтера», 2024, N 22) {КонсультантПлюс}
Вопрос №2:
Организация выставляет УПД вместо счета-фактуры и акта. В случае получения аванса, какой документ должен быть выставлен покупателю? Может ли быть выставлен УПД на аванс?
Ответ:
УПД при получении авансов оформлять нельзя. Он для этого не предназначен.
УПД разработан для оформления операций по передаче ТМЦ, сдачи-приемки работ, услуг, имущественных прав (Письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, Приложение N 2 к Письму).
Счет-фактуру на аванс составляйте по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Универсальный передаточный документ объединяет реквизиты счета-фактуры и первичного документа о передаче товаров, работ, услуг. На аванс УПД выставлять нельзя, нужен счет-фактура. Можно одновременно оформлять по одним операциям УПД, а по другим — счета-фактуры и накладные даже с одним контрагентом (Письмо ФНС от 27.05.2015 N ГД-4-3/8963).
Поисковые запросы в КонсультантПлюс:
- УПД аванс
Рекомендуемые материалы в КонсультантПлюс:
- Готовое решение: Можно ли оформлять УПД на аванс (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
- Типовая ситуация: УПД: выставление, заполнение, исправление (Издательство «Главная книга», 2025) {КонсультантПлюс}
Вопрос №3:
Организация сменила юридический адрес в январе 2025 года из Москвы в Санкт-Петербург. Какой ОКТМО указывать в годовой декларации по налогу на прибыль? Налога к уплате не было в квартальных декларациях и в годовой тоже не будет?
Ответ:
Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ декларацию по налогу на прибыль организация должна направлять в налоговые органы по месту ее нахождения и месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.
Аналогичный подход применяется при заполнении кода ОКТМО в декларации, поскольку в п. 4.3 Порядка заполнения декларации сказано, что этот код указывается по тому муниципальному образованию (поселению), на территории которого осуществляется уплата налога на прибыль.
Итак, из приведенных положений следует, что при смене адреса места нахождения организация должна подать только одну декларацию по налогу на прибыль. Т.к. оплат налога не было, то необходимо указать новый ОКТМО.
- Обратите внимание! Согласно п. 4.6 Порядка заполнения декларации при изменении организацией (или ее обособленным подразделением) своего места нахождения и уплате налога на прибыль (авансовых платежей) в течение отчетного (налогового) периода в бюджеты разных субъектов РФ организация вправе (но не обязана!) подать уточненную декларацию, в составе которой представить два подразд. 1.2 разд. 1. В одном нужно указать старый код ОКТМО и платежи, которые были произведены до изменения адреса в реестре, в другом — новый код ОКТМО и платежи, которые будут внесены по новому адресу.
Такая «уточненка» позволит исключить путаницу с недоимками и переплатами по налогу в карточках расчетов с бюджетом, которые ведут инспекции по старому и новому месту учета
Поисковые запросы в КонсультантПлюс:
- смена юридического адреса ОКТМО декларации
Рекомендуемые материалы в КонсультантПлюс:
- Статья: Что важно знать об уплате налога и сдаче отчетности при смене юрадреса («Практическая бухгалтерия», 2022, N 5) {КонсультантПлюс}
- Готовое решение: Как заполнить декларацию по налогу на прибыль по новой форме за первый отчетный период 2025 г. и последующие периоды (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
- Приказ ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ (ред. от 17.08.2022) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме» {КонсультантПлюс}
Вопрос №4:
В 2022 году в ООО произошла смена учредителя. Однако, бывший учредитель, не внес взнос в уставный капитал. До сих пор, висит задолженность по сч.75.01 по взносу в уставный капитал за ним. Как ее списать? Какие бухгалтерские проводки?
Ответ:
Если в течение установленного срока доля в уставном капитале ООО не была полностью оплачена, неоплаченная часть доли переходит обществу. Общество должно реализовать ее в порядке и сроки, которые установлены ст. 24 Закона об ООО (п. 3 ст. 16 Закона об ООО).
Кроме того, договор об учреждении общества может предусматривать взыскание неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение обязанности по оплате доли в уставном капитале (п. 3 ст. 16 Закона об ООО).
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Отражена задолженность участника по вкладу в уставный капитал ООО | 75-1 | 80 | 40 000 | Учредительные документы ООО |
Поступили денежные средства в оплату части доли в УК | 51 | 75-1 | 30 000 | Учредительные документы, Выписка банка по расчетному счету |
Отражен переход к Обществу части доли в УК, не оплаченной участником (40 000 — 30 000) | 81 | 75-1 | 10 000 | учредительные доокументы, бухгалтерская справка-расчет |
Отражено уменьшение УК в результате погашения не проданной в установленный срок части доли | 80 | 81 | 10 000 | Зарегистрированные изменения в учредительных документах |
Поисковые запросы в КонсультантПлюс:
- Неоплаченная доля в уставном капитале
Рекомендуемые материалы в КонсультантПлюс:
- Готовое решение: В каком порядке оплачивается уставный капитал ООО (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
- Вопрос: Каков порядок действий ООО в случае неоплаты доли одним из учредителей? (Консультация эксперта, 2025) {КонсультантПлюс}
- Корреспонденция счетов: Как отражается в учете общества (ООО), применяющего УСН, уменьшение уставного капитала в связи с погашением части доли, перешедшей к ООО в результате неполной оплаты одним из участников его доли в уставном капитале ООО?.. (Консультация эксперта, 2009) {КонсультантПлюс}
Вопрос №5:
Можно ли выбирать ставку НДС 5/105 вместо 5%? Такая ставка применяется для расчетов авансов, но в принципе это нарушение и надо переделать?
Ответ:
Расчетную ставку 20/120, 10/110, 7/107, 5/105 применяют при получении авансов, при аренде госимущества и в других случаях, когда налоговая база уже включает НДС.
Использование расчетной ставки вместо 5% будет являться нарушением, инспекция до начислит НДС сверх цены договора.
Расчетная ставка НДС 18/118%, на что ссылается предприниматель, может быть применена только в случаях, прямо предусмотренных п. 4 ст. 164 НК РФ, к которым рассматриваемое дело отнесено быть не может.
При таких обстоятельствах, Инспекцией обоснованно произведено доначисление НДС дополнительно к цене сделки, то есть к сумме полученной выручки, по налоговой ставке 18%.
Поисковые запросы в КонсультантПлюс:
- НДС расчетная ставка
Рекомендуемые материалы в КонсультантПлюс:
- Типовая ситуация: НДС: основные правила исчисления и уплаты (Издательство «Главная книга», 2025) {КонсультантПлюс}
- Решение УФНС России <по субъекту РФ> от 03.07.2013 Суть жалобы: Заявитель не согласен с привлечением к ответственности за неуплату НДС. Решение: Жалоба оставлена без удовлетворения, так как заявитель в проверяемом периоде реализовывал различным юридическим лицам услуги по предоставлению в аренду земельных участков, систематически получая прибыль от данных сделок, заявитель в отношении данных операций является плательщиком НДС. {КонсультантПлюс}
Законодательство многообразно, актуальное решение должно быть одно
Благодарим Вас за выбор ООО «РИЦ»
в качестве помощника в решении профессиональных вопросов