Сентябрь 2025 г.
ТОП-5 простых ответов на сложные вопросы
для организаций бюджетного сектора
Мы поможем выбрать единственно правильное решение, когда в спор вступают законодательные нормы
Сегодня в выпуске :
|
Во избежание технических проблем с переходом по ссылкам к полнотекстовым документам из дайджеста прилагаем к рассылке текстовые файлы с материалами выпуска.
Вопрос №1:
Сохраняется ли высшая категория учителя, если приняли сотрудника в СПО колледж на должность преподавателя?
Ответ:
Да, сохраняется.
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями.
Основания для проведений внеплановой аттестации, выходящей за установленный срок, Порядком не предусмотрены.
Установленные педагогическим работникам по результатам аттестации квалификационные категории сохраняются, даже если иная организация расположена в другом субъекте РФ (п. п. 44, 59 Порядка проведения аттестации педагогических работников).
Учитель может работать преподавателем, так как «педагог» — это обобщающий термин, и учитель может работать преподавателем в вузе или колледже при наличии соответствующего образования, переподготовки или стажа.
В соответствии с пунктом 2 приказа N 196 квалификационные категории, установленные педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, до вступления в силу приказа N 196, сохраняются в течение срока, на который они были установлены. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Поисковые запросы в КонсультантПлюс:
- Аттестация педагогов
Рекомендуемые материалы в КонсультантПлюс:
- «Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2024 — 2026 годы» (утв. Минпросвещения России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 27.03.2024) (вместе с «Рекомендациями о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях») {КонсультантПлюс}
- Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» {КонсультантПлюс}
- ст. 332 ТК РФ {КонсультантПлюс}
- <Письмо> Минпросвещения России от 21.03.2025 N 08-ПГ-МП-9489 «К вопросу об аттестации педагогических работников» {КонсультантПлюс}
- <Письмо> Минпросвещения России N 08-1510, Общероссийского Профсоюза образования N 394 от 17.08.2023 <О направлении ответов на часто задаваемые вопросы по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196> {КонсультантПлюс}
- Готовое решение: Каковы особенности оформления трудовых договоров с педагогами (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
- Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» {КонсультантПлюс}
Вопрос №2:
Какое предельное количество заместителей директора возможно в государственном образовательном учреждении? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется штатная численность заместителей директора?
Ответ:
Каких-либо нормативных актов, обязывающих руководителя ограничивать в штатном расписании число своих заместителей, нет. Впрочем, вопрос о том, сколько заместителей необходимо руководителю государственного или муниципального учреждения, является скорее экспертно-оценочным, чем нормативным.
Количество заместителей определяется исходя из экспертной оценки, исходя из задач и масштабов деятельности учреждения.
Поисковые запросы в КонсультантПлюс:
- Штатное расписание в учреждении. Нормативы заместителей.
Рекомендуемые материалы в КонсультантПлюс:
- Вопрос: Вправе ли руководитель бюджетного учреждения среднего специального образования иметь более трех заместителей? Ограничено ли их количество какими-либо нормативными актами (штатными нормативами)? Может ли учредитель обязать учреждение сократить административно-управленческий состав? («Руководитель бюджетной организации», 2019, N 8) {КонсультантПлюс}
- п. 4 ч. 3 ст. 28, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «Об образовании в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}
- Статья: Согласование штатного расписания с учредителем бюджетного учреждения (Данилова В.В.) («Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2020, N 11) {КонсультантПлюс}
Вопрос №3:
Можно ли учреждению расходовать остатки финансирования (субсидии) в следующем году?
Ответ:
Да, образовавшиеся остатки субсидии учреждение может тратить в следующем году при условии, что госзадание за текущий год выполнено. Однако в ряде случаев учредитель и контролирующие органы предъявляют учреждению претензии, которые оно в свою очередь вправе оспорить в суде.
Основанием для разрешения использования сложившихся на начало текущего финансового года остатков целевых субсидий прошлых лет являются утвержденные учредителем сведения (ф. 0501016), содержащие информацию об остатках, в отношении которых подтверждена потребность в направлении их на цели, ранее установленные условиями предоставления целевых субсидий. Сведения (ф. 0501016) в отношении разрешенного к использованию остатка целевых средств направляются учреждением в ТОФК не позднее 1 мая текущего финансового года или первого рабочего дня, следующего за указанной датой (п. 9 Порядка N 226н)
Основанием для разрешения использования сложившихся на начало текущего финансового года остатков целевых субсидий прошлых лет, являются утвержденные органом-учредителем Сведения, содержащие информацию об остатках субсидий, в отношении которых согласно решению органа-учредителя, принятому в установленном Правительством Российской Федерации порядке, подтверждена потребность в направлении их на цели, ранее установленные условиями предоставления целевых субсидий (далее — разрешенный к использованию остаток целевых средств), направленные учреждением в территориальный орган Федерального казначейства не позднее 20 мая текущего финансового года или первого рабочего дня, следующего за указанной датой.
(в ред. Приказа Минфина России от 30.10.2023 N 173н)
Поисковые запросы в КонсультантПлюс:
- Условия для расходования остатков субсидий бюджетного учреждения
Рекомендуемые материалы в КонсультантПлюс:
- ст. 78.2 БК РФ {КонсультантПлюс}
- Статья: Остатки средств субсидии на госзадание в 2023 году (Вадимова И.В.) («Советник бухгалтера бюджетной сферы», 2023, N 22) {КонсультантПлюс}
- Статья: Расходование неиспользованного остатка субсидии на выполнение госзадания на оплату обязательств, принятых по иным источникам финансового обеспечения (Малова Е.) («Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2023, N 1) {КонсультантПлюс}
- Приказ Минфина России от 13.12.2017 N 226н (ред. от 30.10.2023) «Об утверждении Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации» {КонсультантПлюс}
Вопрос №4:
По какому КОСГУ отражается утилизация вышедших из эксплуатации транспортных средств?
Ответ:
Отражение по КОСГУ и КВР расходов на утилизацию автомобиля зависит от предмета договора, по которому она осуществляется (п. п. 10.2.5, 10.2.6 Порядка N 209н):
- если вы заключили один договор на вывоз и утилизацию (размещение, захоронение), по которому исполнитель осуществляет утилизацию (размещение, захоронение), то расходы отнесите на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ;
- если договор заключен только на работы по утилизации (размещению, захоронению), то расходы отнесите на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В общем случае данные затраты отражайте в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н).
В результате утилизации автомобиля могут оставаться запчасти и (или) металлолом. Доходы от их реализации отнесите на подстатью 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (п. 12.4.6 Порядка N 209н).
Начисление таких доходов учитывайте в порядке для отражения финансового результата от операций, связанных с движением активов.
Поисковые запросы в КонсультантПлюс:
- КОСГУ утилизация транспортного средства
Рекомендуемые материалы в КонсультантПлюс:
- Готовое решение: По каким кодам КОСГУ и КВР отражаются расходы на утилизацию (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
- Корреспонденция счетов: Федеральным бюджетным учреждением по согласованию с учредителем списан с учета пришедший в негодность легковой автомобиль. Запасные части, пригодные для дальнейшего использования, приняты к учету. Учреждением заключен договор со сторонней коммерческой организацией на вывоз и утилизацию списанного автомобиля. Информация о договоре не размещена в реестре контрактов в ЕИС в сфере закупок. Как отразить в бухгалтерском учете указанные операции? Легковой автомобиль был получен от учредителя и отнесен к категории особо ценного движимого имущества… (Консультация эксперта, 2025) {КонсультантПлюс}
- Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н (ред. от 04.10.2024) «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» {КонсультантПлюс}
Вопрос №5:
Должен ли глава администрации подавать уведомление о возможном конфликте интересов при заключении муниципального контракта с организацией, выигравшей аукцион в которой ранее глава администрации был руководителем?
Ответ:
Да, должен.
Согласно официальной позиции, определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями (Письмо Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 N 2796-17).
В частности, если государственному гражданскому служащему стало известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, он обязан уведомить об этом представителя нанимателя по месту госслужбы, как только госслужащий узнал об этом. Меры для урегулирования конфликта интересов принимает госслужащий и представитель нанимателя. Это следует, в частности, из п. 1 ч. 3 ст. 10, ч. 2, 3 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, п. 12 ч. 1 ст. 15, ч. 3.1, 3.2, 4, 4.1 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе.
Служащий подает уведомление представителю нанимателя в порядке, утвержденном в вашем органе.
Сотрудник, который принимает такое уведомление, должен зарегистрировать его и сделать отметку о принятии на копии.
Если нет возможности лично передать уведомление, то направьте его почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Такие правила установлены в ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, пп. «б» п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 N 650, пп. «б» п. 16 Положения о комиссиях по конфликту интересов.
Меры принимают сам служащий и представитель нанимателя. Их перечень не исчерпывающий и зависит от конкретной ситуации.
Со стороны служащего может быть, например: самоотвод, отказ от выгоды, которая может стать причиной конфликта интересов, передача ценных бумаг (долей, паев) в доверительное управление.
Представитель нанимателя может принять меры, которые рекомендовала комиссия, например: перевод служащего на другую должность (в другое подразделение), изменение должностных (служебных) обязанностей или любые другие меры, чтобы исчерпать конфликт интересов.
Также представитель нанимателя вправе отстранить (с сохранением денежного содержания) служащего от работы на период до разрешения конфликтной ситуации.
Поисковые запросы в КонсультантПлюс:
- Личная заинтересованность главы администрации в закупках
Рекомендуемые материалы в КонсультантПлюс:
- Готовое решение: Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
- Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок (Рерих Л.А.) («Административное право и процесс», 2024, N 6) {КонсультантПлюс}
- п. 1 ч. 3 ст. 10, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О противодействии коррупции» {КонсультантПлюс}
- Ситуация: Что такое конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе и как его предотвратить или урегулировать (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Законодательство многообразно, актуальное решение должно быть одно
Благодарим Вас за выбор ООО «РИЦ»
в качестве помощника в решении профессиональных вопросов



