Электронный документооборот — это один из способов организации работы с документами, когда они формируются без использования бумажных носителей.
Пункт 1.3 Приказа ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@ определяет электронный документооборот как последовательность транзакций по обмену документами между его участниками, обеспечивающую некоторый регламентированный процесс по обмену документами.

Сегодня электронный документооборот совершил качественный скачок в своем развитии и имеет максимальный приоритет.
Это электронные услуги, электронные государственные и коммерческие торги, аукционы, электронная отчетность, электронное взаимодействие между компаниями и сотрудниками внутри компаний и т.д.
                                Пример ЭДО ЭЛЕКТРОННЫЙ БОЛЬНИЧНЫЙ

Информационные технологии дают возможность применения новых форм организации работы, включая распределение задач между группами и работу вне офиса, управление предприятиями с использованием систем планирования ресурсов предприятия, электронной бухгалтерии и документооборота, а также систем поддержки принятия решений.

Организация имеет право создавать в электронном виде почти все учетные документы.
Правила осуществления документооборота между юридическими лицами осуществляется по договоренности сторон.
Обмен информацией осуществляется при помощи телекоммуникационных средств, а документы хранятся на электронных носителях.
Срок хранения бухгалтерской информации не должен превышать тот, который установлен на законодательном уровне.

Организации между собой могут обмениваться формальными и неформальными документами с подписями участников.


В сфере предпринимательской деятельности это могут быть: накладные, соглашения, счета фактуры, договора, соглашения, приказы, уведомления, доверенности и т.д. Информация может передаваться в виде текстовых, табличных и графических файлов.

Поскольку заниматься электронными документами стало уже настоятельной необходимостью для подавляющего большинства компаний, мы расскажем о существующей практике внедрения электронного документооборота различными службами организаций различных форм собственности.

 

Преимущества системы электронного документооборота над бумажным:

Оптимизация затрат на отправку документов, трудозатрат (в частности, поиск нужного документа), экономия на офисном пространстве и времени на доставку, регистрации документов.
• Централизованное хранение документов в электронном архиве.
• Скорость передачи нужных документов – в течение нескольких секунд.
• Точность получаемой партнерами информации.
• Простота в эксплуатации системы и удобство в работе. Сотрудник с легкостью может найти нужный файл по определенным критериями, осуществлять составление документов по шаблонам, отслеживать передачу данных другим компаниям.

                             Общие сведения.
• Обмен учетными документами в электронном формате между контрагентами происходит с помощью операторов электронного документооборота, которые руководствуются Приказом ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@.

• При электронном документообороте в электронном виде создаются не электронные копии бумажных документов, а именно оригиналы.

• Для того, чтобы подобный документ был юридически значимым, он должен не только соответствовать утвержденным форматам и иметь обязательные реквизиты, но и быть подписан электронной подписью.
Электронная подпись — это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (ст. 2 Федерального закона N 63-ФЗ). Законодательством установлены два вида ЭП: простая и усиленная (ст. 5 названного Закона).

• Электронные документы, подписанные квалифицированной ЭП, всегда признаются равнозначными документам, подписанным собственноручно, и могут применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ (исключение составляют случаи, когда законодательство допускает составление документа только на бумажном носителе).

                                Как именно ЭДО оптимизирует хозяйственную деятельность:

• Скорость обмена документами повышается:
Организация или индивидуальный предприниматель имеют право подать в уполномоченный орган или МФЦ Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Днем подачи считается день регистрации этого документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа. На практике уведомление в электронном виде может быть представлено с помощью Единого портала госуслуг www.gosuslugi.ru ли бо направлено на адрес электронной почты уполномоченного органа.

Снижаются затраты на хранение документов и аренду площадей под их хранение:
Сканирование бумажных документов — прогрессивная вещь. Но глобальных задач по удешевлению себестоимости и повышению эффективности хозяйственной деятельности она не решает. Поэтому гораздо актуальнее и перспективнее создание первичных учетных документов, а также счетов-фактур сразу в электронном виде. То есть информация документа формируется на экране компьютера, попадает в электронный файл и этот файл подписывается электронной подписью лица, уполномоченного на оформление операции.

Обмен электронными документами обеспечивает точность информации, потому что нет источников искажения информации: устраняется возможность подделки документа
В ближайшее время по мере внедрения новой системы администрирования НДС организации увидят, что многие запросы от налоговых органов будут обусловлены «техническим» различием показателей данных по счетам-фактурам в декларациях продавцов и покупателей. У продавца риск искажения информации счета-фактуры, введенной «с экрана» компьютера, при надлежащем программном обеспечении практически сведен к нулю. Данные сразу же попадают в электронную книгу продаж и оттуда — в налоговую декларацию. Человеческого фактора в этой цепочке нет. Но если сформированный в автоматизированной системе продавца счет-фактура распечатывается на бумаге и передается покупателю, то покупателю приходится вручную набивать данные счета-фактуры для ввода в свою автоматизированную систему. А люди — не роботы. Ошибки неизбежны.

                                Схема электронного документооборота между контрагентами:

Организация-продавец создает в своей учетной системе документ. Используя криптографическое программное обеспечение, подписывает документ электронной подписью.
Организация-продавец загружает оформленный документ в систему оператора и отправляет контрагенту, который принимает его через специальное программное обеспечение.
Организация-покупатель вводит полученный электронный документ в свою учетную программу, проверяет на соответствие сделки, если все оформлено без ошибок, то ставит свою электронную подпись и через оператора отправляет обратно продавцу. Если во время проверки обнаружены неточности или ошибки, покупатель отправляет продавцу уведомление об отказе с указанием причин.
Организация-продавец отражает электронный документ в своем бухгалтерском учете, как выставленный после получения подтверждающего сигнала от оператора электронного документооборота о принятии файла и извещения покупателя о том, что документ получен.

На сегодняшний день электронный документооборот применяется:

 1) в бухгалтерском учете при формировании первичных документов.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта.
Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
При оформлении первичных учетных документов хозяйствующие стороны могут организовать электронный документооборот, применяя простую и (или) усиленную неквалифицированную электронную подпись, при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ.
Приказы о премировании, составленные в электронном виде, подписанные квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным должностным лицом этой организации и заверенным печатью данного органа.
Условия использования электронного документооборота, порядок создания документов в электронной форме, их легитимного оборота и хранения регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

2) в налоговых правоотношениях

Декларацию по НДС в электронном виде сдают все плательщики НДС, в том числе, и бюджетные организации (п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 1 января 2016 г. обязанность сдавать отчетность в электронном виде прописана и по налогу на доходы физических лиц. Речь идет о двух отчетах — 2-НДФЛ (ежегодном) и 6-НДФЛ (ежеквартальном).
Согласно последнему абзацу п. 2 ст. 230 НК РФ отчеты по налогу на доходы физических лиц представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Только при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики (плательщики страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме.
С 01.07.2016 п. 5.1 ст. 23 НК РФ установлен предельный срок для организации электронного документооборота лицами, представляющими в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ декларации в электронной форме.
Электронный документооборот с ПФР
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 26.01.2001 N 15 утвержден Регламент регистрации и подключения юридических и физических лиц к системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь при представлении сведений на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представлять сведения страхователи, у которых численность работающих у них застрахованных лиц составляет менее 25 человек.
Таким образом, если в компании количество сотрудников, подрядчиков и т.п., то есть застрахованных в системе ПФР лиц близится к значению 25 человек, то имеет смысл заблаговременно перейти на электронный документооборот с ПФР. Ведь за нарушение способа представления формы СЗВ-М Законом N 27-ФЗ предусмотрен штраф — 1 000 руб. (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
Электронный документооборот счетов-фактур
Абзац 2 п. 1 ст. 169 НК РФ предоставляет налогоплательщикам возможность выставлять счета-фактуры в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур.

ЭДО удобен для взаимодействия с налоговыми органами:


 

Известно, что при проверках налоговые органы в основном работают не с подлинниками, а с копиями бумажных документов. Поэтому, вместо того чтобы копировать бумажные документы снова на бумагу, заверять их подписью руководителя и печатью и передавать в инспекцию на бумаге, можно передать копии документов в виде заверенных электронной подписью руководителя организации скан-образов ( передаваемый файл должен быть сформирован по формату, утвержденному ФНС России).
Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» была введена ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установившая правовой порядок функционирования личного кабинета налогоплательщика.

 

 

 

В настоящее время налогоплательщик имеет возможность передать через личный кабинет следующие документы:
— заявления о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (абз. 1 п. 4, абз. 3 п. 5, абз. 1 п. 6 ст. 78, абз. 1 п. 2, абз. 1 п. 5 ст. 79 НК РФ, пп. «а», «б», «в» п. 12, п. 13 ст. 1 Закона N 347-ФЗ);
— налоговые декларации (расчеты) (абз. 1, 3, 4 п. 1, п. 4 ст. 80 НК РФ, п. 14 ст. 1 Закона N 347-ФЗ);
— документы, представляемые по требованию налогового органа в порядке ст. ст. 93, 93.1 НК РФ, если они составлены в электронной форме по установленным форматам (п. 2 ст. 93, абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ, п. 18 ст. 1 Закона N 347-ФЗ).
Расширение электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предусмотрено Приказом ФНС России от 27.12.2017 N ММВ-7-6/1096@ , который вступил в силу 15.01.2018.
Данным Приказом утвержден формат документа, необходимого для электронного документооборота.

 

3) в кадровом делопроизводстве

Пока возможность оформления и прекращения трудовых отношений путем обмена электронными документами предусмотрена только для дистанционных работников (ст. ст. 312.1, 312.2, 312.5 ТК РФ).
Электронный документооборот — это революция во взаимодействии с удаленными работниками
• Работодатель экономит на курьерских услугах по доставке документов между дистанционным работником и офисом работодателя;
• ЭДО практически исключает трудовые споры при увольнении дистанционного работника, т.к. позволяет оперативно, не полагаясь на почтовые службы, проводить все предусмотренные законодательством процедуры при увольнении.

Приказом Росархива от 29.04.2011 N 32 утвержден перечень документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов при организации внутренней деятельности — и документы кадрового делопроизводства фигурируют в нем наравне с остальными. Приказ касается федеральных органов исполнительной власти. Но уж если им вменяется в обязанность переводить свой документооборот на электронные рельсы, то и всем остальным можно и нужно это делать!
По сути, все документы, над которыми по закону не требуется никаких физических манипуляций (прошивка, опломбировка, собственноручные подписи), могут существовать в электронном виде.

Электронный табель учета рабочего времени
Организация вправе электронный табель учета рабочего времени признавать равнозначным документу на бумажном носителе при его надлежащем подписании (ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008, Закон N 63-ФЗ).
Обратите внимание! Необходимость обмена электронными табелями учета рабочего времени между компаниями — деловыми партнерами может возникнуть при оказании консультационных, юридических, аудиторских услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета в рамках заключенных договоров, в которых предусмотрена оплата за количество часов и/или дней работы.

 

4) между участниками контрактной системы в сфере закупок.

Организация электронного документооборота в сфере закупок осуществляется по правилам, установленным ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
С 2017 г. Департамент финансов контролирует документацию, размещенную в Единой информационной системе закупок для государственных (муниципальных) нужд.
Из-за проверок в ручном режиме возникают сбои в системе, в связи с чем информация о тендерах публикуется с задержкой в несколько месяцев. Избежать этого можно при осуществлении полного перехода на электронный документооборот и благодаря контролю закупок через единую электронную систему.
Сущность электронной закупки заключается и характеризуется одновременным выполнением двух взаимосвязанных условий: использование исключительно электронного документооборота и коммуникация между заказчиком и поставщиком через Интернет на всех стадиях закупки.
Именно при таких условиях и достигается необходимая конкуренция путем свободного доступа поставщиков к состязанию и обеспечения прозрачности всех этапов закупки.
Закупки в электронной форме уже прочно вошли в практику размещения государственных и коммерческих заказов. Все больше заказчиков выбирают именно электронную форму при проведении закупок.
Электронная форма закупки — это не только электронный аукцион при взаимодействии с оператором электронной площадки как по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (в ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а любая процедура закупки, регламентированная Положением о закупках. Заказчик вправе самостоятельно организовать электронный документооборот с участниками закупки: предоставление документации, получение, регистрация заявок, подписание договора в электронной форме.
Необходимость использования усиленной квалифицированной подписи является практически безальтернативной, если в качестве одного из участников информационного взаимодействия является государственный (муниципальный) орган. Например, в электронном документообороте в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд требуется именно усиленная квалифицированная подпись (ч. 1 ст. 5 ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок для товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 8 статьи 86 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс} по предложению Минфина внесены изменения по переводу процедуры проведения госзакупок в электронную форму: проводить закрытый аукцион в электронной форме, а также вести электронный документооборот нужно будет, если товар, работа или услуга окажутся в правительственном перечне.
Пока по Закону N 44-ФЗ в электронной форме можно проводить только открытый аукцион.

5) в судопроизводстве.

Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 N 251 утвержден и действует с 01.01.2017 Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. Им установлено, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ (п. 1.2).
Электронное правосудие
В целях реализации Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» были приняты
Порядок подачи в Верховный Суд РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. Приказом Председателя ВС РФ от 29 ноября 2016 г. N 46-П);
Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронной форме, в том числе в форме электронного документа (утв. Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 28 декабря 2016 г. N 252).
Задача названных нормативных актов — совершенствование правового регулирования электронного документооборота в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и административном судопроизводстве, а также обеспечение возможности использования электронных документов в качестве доказательств.

 

6) в нотариате.

Граждане и юридические лица могут оформить у нотариуса не только бумажные, но и равнозначные им по юридической силе электронные документы. К примеру, можно составить нотариально заверенную электронную доверенность или заверить договор, заключенный в электронном виде. Создание удостоверенных нотариусом электронных документов более важно для лицензий, страховых документов, доверенностей, иными словами — документов, которые бывает необходимо оперативно использовать в сделках или при регистрационных действиях. Но в ряде случаев воспользоваться этой возможностью смогут лишь обладатели усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — ЭП), полученной в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — 63-ФЗ). В частности, без личной ЭП не обойтись, если условием совершения нотариального действия является проставление подписи заявителя — например, при нотариальном удостоверении сделки (ч. 2 ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате).
Используемая нотариусом электронная подпись обеспечивает создание электронного документа, который в соответствии со ст. 6 63-ФЗ признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми на их основе нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Основные принципы электронного нотариата
Развитие электронного документооборота в российском нотариате позволит, с одной стороны, сделать взаимодействие нотариуса с физическими и юридическими лицами более эффективным и удобным, а с другой — создаст условия для продуктивного взаимодействия нотариата с государственными и муниципальными органами по множеству вопросов, таких как удостоверение сделок и регистрация права, а также регистрация юридических лиц.

1. Согласно ст. 34.5 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) {КонсультантПлюс} нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны обеспечивать технические условия для своевременного внесения в ЕИСН сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Вся информация, вносимая, передаваемая и хранимая участниками электронного взаимодействия, строго систематизирована.
3. Принцип авторства: исключается возможность получения доступа к информации посторонним лицам.
4. Принцип аутентификации: подтверждение подлинности и самой информации в процессе информационного взаимодействия.
5. Принцип целостности: гарантия невозможности несанкционированного изменения информации.
6. Принцип конфиденциальности: невозможность ознакомления с информацией лиц, не имеющих соответствующих законодательно закрепленных прав доступа к ней.
7. Принцип минимизации издержек: трудовых, финансовых и временных при осуществлении информационного взаимодействия участниками электронного документооборота в нотариальной деятельности.
8. Принцип своевременности: внесение информации в установленный законодательством срок.

 

7) в органах исполнительной власти: при взаимодействии органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.

Обязательными для исполнения органами исполнительной власти являются изданные Правительством РФ подзаконные правовые акты, например, Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2015 г. N 583-р «Об утверждении перечня видов документов, передаваемых при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов в электронном виде», которым
устанавливается Перечень документов, передаваемых в электронном виде при взаимодействии органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.

 

Рекомендуемые материалы  из СПС КонсультантПлюс по теме «Электронный документооборот»:

«КонсультантПлюс: Новое в российском законодательстве с 30 октября 2017 года по 19 января 2018 года» {КонсультантПлюс}

«КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам с 5 по 9 июня 2017 года» {КонсультантПлюс}

«ГОСТ Р 54471-2011/ISO/TR 15801:2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы электронного документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.10.2011 N 466-ст) {КонсультантПлюс}
Интервью: Электронный документ — не просто созданный на компьютере («Главная книга», 2016, N 5) {КонсультантПлюс}
Интервью: Электронный документооборот — это революция во взаимодействии с удаленными работниками («Трудовое право», 2017, N 12) {КонсультантПлюс}
Приказ Минкультуры России от 31.03.2015 N 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» {КонсультантПлюс}
«Настольная книга руководителя организации: правовые основы» (отв. ред. И.С. Шиткина) («Юстицинформ», 2015) {КонсультантПлюс}
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Представление уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности {КонсультантПлюс}
Типовая ситуация: Кто обязан сдавать электронную отчетность (Издательство «Главная книга», 2018) {КонсультантПлюс}
Статья: Что такое электронный документооборот и как его организовать? (Фирфарова Н.В.) («Налоговая проверка», 2017, N 3) {КонсультантПлюс}
Статья: Нормативное регулирование электронного документооборота в бухгалтерском и налоговом учете (Каверина Э.Ю.) («Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2016, N 9) {КонсультантПлюс}
Статья: Обеспечьте электронное взаимодействие с налоговиками должным образом! (Фирфарова Н.В.) («Налоговая проверка», 2016, N 6) {КонсультантПлюс}
Статья: Личный кабинет налогоплательщика (Казакова Т.В.) («Налоги» (газета), 2016, N 5) {КонсультантПлюс}
Статья: Условия включения премий в состав расходов (Абросимова Ю.В.) («Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 2) {КонсультантПлюс}

Статья: Что должен знать кадровик при переходе на электронный документооборот (Орлова Е.) («Налоговый вестник», 2017, N 4) {КонсультантПлюс}
Статья: Отдельные проблемы применения электронных документов (Данченко С.П.) («Налоговая проверка», 2016, N 1) {КонсультантПлюс}
Статья: Досрочный отчет по форме СЗВ-М: разбираемся с последствиями (Демин А.) («Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2017, N 26) {КонсультантПлюс}
«Страховые взносы» (4-е издание, переработанное и дополненное) (Семенихин В.В.) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2017) {КонсультантПлюс}
Статья: Электронный формат требует важных знаний при оформлении (Жижерина Ю.) («Трудовое право», 2017, N 12) {КонсультантПлюс}
Статья: Учимся хранить документы в электронном виде (Кожанова Е.) («Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2016, N 3) {КонсультантПлюс}
Вопрос: …Возможно ли заключить гражданско-правовой договор с физическим лицом посредством электронного документооборота с подписанием его ЭЦП? (Консультация эксперта, 2017) {КонсультантПлюс}
Статья: Электронное правосудие и электронный документооборот как условие модернизации регуляторной среды для бизнеса (Лаптев В.А., Соловяненко Н.И.) («Российский судья», 2017, N 2) {КонсультантПлюс}
гл. 10, § 2, «Нотариальное право: Учебник» (2-е издание, исправленное и дополненное) (под ред. В.В. Яркова) («Статут», 2017) {КонсультантПлюс}
«Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы IV Международной конференции (10 июня 2016 г., МГУ имени М.В. Ломоносова)» («Юстицинформ», 2016) {КонсультантПлюс}
Статья: Проблемы кассового планирования исполнения бюджета (Парасоцкая Н.Н., Зубрицкая А.В.) («Аудитор», 2017, N 11) {КонсультантПлюс}
Статья: Перечни электронных документов органов исполнительной власти (Ермолаева А.В.) («Делопроизводство», 2017, N 3) {КонсультантПлюс}