Банковский вклад физлица: включать в договор таблицу условий нужно с 1 октября
ЦБ РФ опубликовал указание с формой таблицы условий договора банковского вклада с физлицом. Указание вступит в силу 1 октября, поэтому кредитная организация должна включать в договор таблицу с того же дня. В таблице 3 графы. В строках первой нужно отразить номера условий, второй — их наименование, а третьей — содержание. Форма предусматривает 10 обязательных условий. Их перечислили в Законе о банках еще 3 июля. Другие положения договора, которые не противоречат федеральным законам, можно разместить в дополнительных строках с продолжением нумерации. Если разместить часть таблицы на второй и следующих страницах договора, заголовки граф надо повторять. Строки таблицы необходимо переносить на следующую страницу целиком, кроме случаев, когда содержание условия занимает более 1 страницы договора. Удалять строки нельзя. Напомним:
— таблицу нужно размещать с первой страницы договора четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера по сравнению с размерами, которые использовали в документе;
— правила о таблице следует применять к договорам, которые заключили после 3 июля;
— таблицу не надо отражать в договорах банковского вклада в драгметаллах и в соглашениях, внесение вклада по которым удостоверяет сберегательный сертификат.
Читать материал полностью

Банкам посоветовали, как раскрывать условия кешбэка за использование платежных карт
ФАС и ЦБ РФ рекомендуют давать доступ клиентам к полным правилам обслуживания платежных карт с опцией возврата части цены покупки деньгами, баллами, милями и др. (кешбэк). Не следует вынуждать потребителя переходить по ссылкам, использовать сенсорные манипуляции и прочим образом затруднять ознакомление с информацией и документами. Раскрывать привлекательные условия и их ограничения советуют в одном месте и в сопоставимом формате, чтобы не вызывать искаженного восприятия. Речь идет о размещении сведений на интернет-страницах продуктов с кешбэком, в документах при оформлении карт, и т.д. Действия банков, которые противоречат рекомендациям, в зависимости от ситуации могут признать, например:
— недобросовестной конкуренцией путем введения в заблуждение;
— рекламой без части важных сведений о товаре, об условиях его покупки или использования. При этом реклама искажает смысл информации и вводит потребителей в заблуждение.
Среди основных нюансов, которые ряд банков не доводили до физлиц в доступном для них формате, такие:
— предельный размер кешбэка для начисления за период;
— максимальная и минимальная сумма покупки для начисления;
— ограничение повышенного кешбэка по ряду товаров и услуг без их указания.
Читать материал полностью

С 1 октября надо указывать минимальную гарантированную ставку в ряде договоров банковского вклада
Порядок расчета минимальной гарантированной ставки по вкладу вступит в силу 1 октября. С этого дня банки обязаны включать ее в договоры с физлицами. Банк рассчитает ставку в процентах годовых по спецформуле исходя из договора. По мультивалютным вкладам расчет нужно делать для каждой валюты. Напомним:
— ставку необходимо разместить в правом верхнем углу первой страницы договора в квадратной рамке. Шрифт должен быть четким и хорошо читаемым. Есть и другие требования;
— правила о ставке следует применять к договорам, которые заключили после 3 июля 2022 года;
— все эти положения не касаются договоров банковского вклада в драгметаллах и соглашений, внесение вклада по которым удостоверяет сберегательный сертификат.
Читать материал полностью

Банк России признал недопустимой практику оформления заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) в части согласия заемщика на оказание дополнительных услуг, предусматривающую проставление отметок только при несогласии заемщика с оказанием ему таких услуг
При непроставлении заемщиком такой отметки считается, что он предоставил согласие на оказание дополнительных платных услуг. Банком России отмечено, что использование неравнозначных способов выражения заемщиком своего волеизъявления относительно оказания ему дополнительных платных услуг является сложным и запутанным для понимания и имеет своей целью обход требований законодательства о предоставлении заемщику возможности принять решение о согласии на оказание ему таких услуг или об отказе от них. Надлежащей практикой будет реализация в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) равнозначных, простых для понимания способов выражения заемщиком своего волеизъявления. Также отмечено, что ненадлежащей является практика использования маркетинговых приемов, побуждающих заемщика к принятию определенного решения (выделение информации цветом или использование иного шрифта), и акцентирующих внимание заемщика исключительно на информации о преимуществах дополнительной услуги без указания информации о свойствах указанной услуги, в том числе об ее объеме и итоговой стоимости, что не позволяет заемщику полностью сформировать представление обо всех условиях приобретения продукта.
Читать материал полностью