С 1 апреля в стране началась призывная кампания, которая согласно Указу Президента РФ от 30.03.2017 N 135, будет проходить до 15.07.2017. А это значит, что 142 000 граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе, в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе будут призваны государством. Если в вашей компании имеются таковые, то придется с ними расставаться. Как? Расскажем в статье.

Вопросы призыва на военную службу более подробно регламентированы:
Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее — Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400;
Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663.

Военная служба по призыву — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой российскими гражданами в различных воинских формированиях и войсках РФ. Направление на военную службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ).
Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Порядок направления на альтернативную гражданскую службу установлен Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу — одна из причин расторжения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон договора.
Основанием прекращения трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ является решение призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу. Данное решение принимается в соответствии с указами Президента РФ и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663.

Согласно Закону N 53-ФЗ к гражданам, которые подлежат призыву на военную службу (направлению на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу), относятся лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Вооруженных Сил РФ, а также женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Мероприятия, связанные с призывом на военную службу, включают: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы, а также нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ).
Военный комиссариат оповещает призывников о явке на призывные мероприятия повестками. Вручают повестки призывникам под расписку работники отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (органов местного самоуправления на территориях, на которых отсутствуют такие отделы) или по месту работы (учебы) призывника руководители, другие должностные лица (работники) организаций. Как правило, это происходит не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.
Форма повестки утверждена Приказом Минобороны России от 02.10.2007 N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663».

СРОКИ ПРИЗЫВНОЙ КАМПАНИИ И СЛУЖБЫ.
Законодательство устанавливает общие и специальные сроки призыва граждан на военную службу (сроки проведения призывной кампании).
Общие сроки призыва на военную службу — с 1 октября по 31 декабря и с 1 апреля по 15 июля (ч. 1 ст. 25 Закона N 53-ФЗ).

Срок военной службы призывника составляет 12 месяцев (ст. 38 Закона N 53-ФЗ).

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза больше и составляет 21 месяц (ст. 5 Закона N 113-ФЗ).

Вызывать граждан в целях уточнения учетных данных могут в любое время года (п. 2 ст. 8 Закона N 53-ФЗ). Граждане обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата место и время (п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ).
Вместе с тем датой явки по повестке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, может быть только дата, приходящаяся на период призыва на военную службу, так как вне периода призыва эти мероприятия не проводятся (ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ). Гражданина, имеющего действующую отсрочку от призыва, также не могут вызвать на мероприятия, связанные с призывом (п. 7 Положения).
В повестке военного комиссариата указывается цель вызова в военкомат (Приложение N 30 к Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400).

Повестка состоит из двух частей — непосредственно самой повестки и отрывного корешка, на котором ставится подпись оповещенного гражданина и который возвращается в отдел военного комиссариата.
Повестка должна быть подписана военным комиссаром и заверена печатью военного комиссариата.
Вручают повестку призывнику под расписку только установленные законодательством лица (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3; п. 34 Инструкции):
— работники военного комиссариата или из числа личного состава участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях;
— должностные лица органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета;
— по месту работы (учебы) руководители и должностные лица организаций, ответственные за военно-учетную работу.

ЕСЛИ ВАШ РАБОТНИК ВЫЗВАН ПОВЕСТКОЙ В ВОЕНКОМАТ.
Повестка к работодателю может попасть двумя способами: ее принесет либо работник, либо сотрудник военкомата. В любом случае необходимо изучить этот документ. Во-первых, он должен быть унифицированной формы. Во-вторых, должна быть указана причина вызова работника в военкомат. Ну и в-третьих, повестка должна быть подписана военным комиссаром и заверена печатью военного комиссариата.
В зависимости от причин вызова сотрудника действия работодателя будут различаться. Например, если сотрудник вызван для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним, работодатель должен освободить его от исполнения обязанностей. За указанными сотрудниками сохраняется место работы, и им выплачивается средний заработок (ст. 170 ТК РФ и п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ).

Средний заработок рассчитывают по правилам, указанным в ст. 139 ТК РФ и в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
Отсутствие работника на работе в этот период отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23».
Если в повестке написано «для отправки к месту прохождения военной службы» или «для направления на альтернативную гражданскую службу», работодателю необходимо расторгнуть трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Если работодатель не обеспечил гражданам возможность своевременной явки в военкомат, то руководитель организации или иное должностное лицо будут оштрафованы в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Для работника неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ). Уклонение от службы в армии — уголовно наказуемое деяние.

КАК УВОЛИТЬ РАБОТНИКА В СВЯЗИ С ПРИЗЫВОМ В АРМИЮ.
Для расторжения трудового договора в связи с призывом на военную службу заявления работника не требуется. Основанием расторжения трудового договора является представление работником повестки военного комиссариата о явке в назначенный день для отправки к месту прохождения военной службы или предписания об убытии к месту прохождения военной службы (для офицеров запаса).
Как только у работодателя появляется повестка, издается приказ о расторжении трудового договора. Основанием увольнения в данном случае станет п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
С приказом работник должен быть ознакомлен под подпись.

Трудовое законодательство не содержит указаний о сроке прекращения трудового договора по основаниям, связанным с призывом на военную службу (направлением на альтернативную гражданскую службу). Очевидно, что трудовой договор должен быть прекращен не позднее срока (даты явки), указанного в повестке о явке работника в военкомат для отправки к месту военной службы. При этом днем прекращения трудового договора является последний день работы работника, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним согласно Трудовому кодексу РФ или иному федеральному закону сохранялось место работы (должность). Об этом говорится в ст. 84.1 ТК РФ.
Записи о расторжении трудового договора вносятся в личную карточку и трудовую книжку работника.
Согласно ст. 140 ТК РФ в день увольнения работодатель обязан произвести с работником окончательный расчет.
Также при увольнении в связи с призывом на военную службу работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).
Выходное пособие работнику при расторжении трудового договора в соответствии со ст. 178 ТК РФ налогом на доходы физических лиц не облагается.

Выходное пособие считайте по формуле (ст. 178 ТК РФ, п. 9 Положения о среднем заработке):

Выходное пособие = Средний дневной заработок  х Количество рабочих дней в первые 2 недели после увольнения

Количество рабочих дней считайте по графику работы вашей компании с первого дня после увольнения призывника. Например, работник уволен 13.04.2017 (четверг). Рабочие дни подсчитывайте за две недели с 14.04.2017 (пятница) по 27.04.2017 (четверг).

Работникам, с которыми расторгается трудовой договор по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, выходное пособие выплачивается вне зависимости от срока трудового договора, даже если он заключен на срок до двух месяцев.

Если работник увольняется из организации для дальнейшего поступления на военную службу по контракту, то выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка ему не выплачивается, поскольку трудовое законодательство предусматривает выплату такого пособия только при расторжении трудового договора в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
Прохождение военной службы по контракту — это не то же, что военная служба по призыву или альтернативная гражданская служба. Следовательно, расторжение трудового договора с работником, поступающим на военную службу по контракту, производится не на основании п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. В данной ситуации трудовой договор можно расторгнуть, например, по инициативе работника (собственное желание) или по соглашению сторон.

Если работник организации ушел в ежегодный оплачиваемый отпуск на 28 дней, не отработав полностью рабочий год, а через 10 дней после начала отпуска работник сообщил, что его призвали на военную службу, и принес повестку из военного комиссариата, то, полагаем, что этого работника следует уволить тем днем, когда он принес повестку из военного комиссариата, т.к. в рассматриваемой ситуации увольнение работника происходит по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Следовательно, уволить данного работника можно несмотря на то, что он находится в отпуске.
При этом работодатель не вправе удержать из выходного пособия работника излишне выплаченные отпускные, т.к. статьей 137 ТК РФ напрямую установлено, что при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, удержания за неотработанные дни отпуска не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (то есть при призыве работника на военную службу).

Если работнику выплачено только выходное пособие в связи с его призывом в армию, оно в форме 6-НДФЛ не показывается. Если же в адрес работника помимо вышеуказанного пособия производились иные выплаты, связанные с его увольнением, все эти выплаты (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), включая пособие, нужно просуммировать. И если полученная величина превысит установленный в п. 3 ст. 217 НК РФ предел, сумма превышения подлежит отражению в форме 6-НДФЛ:
по строке 020 разд. 1 в общей сумме начисленного дохода с начала налогового периода;
по строке 130 разд. 2.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ И ЛЬГОТ РАБОТНИКАМ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
Сотрудникам отдела кадров следует помнить, что период прохождения военной службы по призыву включается:
1) в страховой стаж для пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»);
2) в трудовой стаж (п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») из расчета один день военной службы за два дня работы (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; далее — Закон N 76-ФЗ);
3) в страховой стаж для пенсий (засчитывается, если периоду прохождения службы предшествовали или за ними следовали периоды работы либо иной деятельности) (пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Гражданам, уволенным с военной службы, устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение (п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ):
— предоставление службами занятости в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
— сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации на должность не ниже занимаемой до призыва;
— преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата;
— предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 25.11.1998 N 1394 «О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством» (не менее 500 руб.).
Время прохождения альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности (п. 2 ст. 19 Закона N 113-ФЗ). При этом в течение трех месяцев после увольнения гражданина со службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации (п. 4 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).
За гражданами, призванными на военную либо альтернативную службу в период обучения, при увольнении со службы сохраняется право на продолжение образования в образовательных организациях, в которых они обучались до призыва (п. 5 ст. 19 Закона N 76-ФЗ и п. 5 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).

НЕ ПУТАЙТЕ ПРИЗЫВ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ С ПРИЗЫВОМ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ !
Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе — мероприятия, которые предусматривает воинская обязанность граждан РФ. Этот Закон также регламентирует призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время, прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время, военное обучение в период военного положения и в военное время. Традиционный ежегодный призыв на военные сборы объявлен Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 179.
Суммарная продолжительность военных сборов, на которые гражданин может быть призван в течение жизни, не превышает 12 месяцев, при этом каждый военный сбор не может быть дольше двух месяцев (п. 3 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, уволенные с военной службы, при этом не могут призываться на военные сборы в течение двух лет со дня увольнения в запас (п. 4 ст. 54, пп. «к» п. 2 ст. 55 Закона N 53-ФЗ).
Категории граждан, имеющих право на освобождение от призыва на военные сборы, приведены в ст. 55 Закона N 53-ФЗ.
На период исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, таковой в силу ст. 124 ТК РФ:
— должен быть продлен;
— или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.
Кстати, период прохождения сборов учитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ).
В табеле учета рабочего времени (вполне уместно использовать унифицированную форму Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» или Т-13 «Табель учета рабочего времени», утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) дни прохождения работником военных сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ отмечаются буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23».

Помимо освобождения сотрудника от работы упомянутая ст. 170 ТК РФ обязывает работодателя сохранить за ним место работы (должность) на время исполнения им государственных обязанностей, в случае если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Пункт же 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ, в свою очередь, помимо освобождения от работы и сохранения постоянной работы предписывает работодателю выплатить работнику средний заработок.
Количество дней нахождения работника на сборах определяется по справке о прохождении военного сбора (приведена в Приложении 2 к Правилам по сбору), выданной военкоматом (п. 26 Положения по сборам), которую работник должен представить работодателю.

Затраты работодателя, связанные с призывом работника на военные сборы, возмещаются за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России.
Чтобы  получить возмещение, работодатель направляет в военкомат письмо, в котором указаны суммы фактических расходов, связанных с призывом работника на военную службу, размер среднего заработка работника, банковские реквизиты для перечисления компенсации. Произведенные расходы должны быть подтверждены заверенными в установленном порядке копиями соответствующих документов: табеля рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости, справки из военкомата о прохождении работником медицинского освидетельствования.
Работодателю стоит иметь в виду, что срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, законодательством не установлен.